Литейная и металлургическая отрасль традиционно чувствительна к кризисам. Ведь это зависимое направление промышленности – заготовительное производство – что происходит в экономике в целом, и в других отраслях – сразу отражается на рынке металлов и отливок.
Наибольшая стабильность наблюдается только у крупных производителей, которые поставляют продукцию для нефтегазового рынка.
Как показывают кризисы прошлых лет, динамика развития крупных отечественных производств всегда коррелировалась с общей динамикой российской экономики: снижение реализации в кризис и постепенное восстановление за 2-3 года.
Однако по понятным причинам кризис 2022 года отличается от тех, что мы переживали все предыдущие годы, включая «эпоху коронавируса»:
- условия жесточайших санкций
- изменение всех логистических цепочек
- сокращение экспорта
- ведение СВО
Неудивительно, что в первой половине 2022 года компании, занимающиеся статистическими исследованиями, зафиксировали падения производства чёрных металлов:
- чугуна – почти на 3 %
- стали – на 10 %
Выпуск стального проката упал на треть.
Также по данным статистики, упало потребление цветных металлов:
- алюминия и меди – почти на 70 %
- цинка и свинца – на четверть
Однако та же статистика показала увеличение выпуска стальных труб, фитингов и пустотелых профилей для нефтегазовой промышленности. Рост составил почти 16 %, а это значит, что несмотря на все трудности, основные инвестиционные проекты в этой отрасли не сворачивались. А добыча никеля осталась на прежнем уровне.
Всю первую половину 2022 года государство работало над поддержанием льготной ипотеки. Чем это интересно металлургам? Стимулирование спроса на новое жильё увеличивает объём внутреннего рынка потребления металлоконструкций. Конечно, существуют трудности в возведении промышленных, коммерческих, да и жилых зданий, но работа идёт.
Как ни странно, мешает укрепление рубля, при котором становится сложно качественно и быстро перенаправить объёмы экспортных поставок металлургов с европейских рынков на азиатские. Ведь траты на логистику увеличиваются, а клиенты требуют скидок.
Кроме того, растут убытки от введения налога на добычу полезных ископаемых. Он был введён во времена повышенных цен на сырьё, но сейчас при сниженной загрузке отрасли, сильно ограничивает получение прибыли российскими производителями. Минпромторг поддерживает смягчение условий работы для металлургов.
По прошествии полугода и даже 10 месяцев ведения СВО стало понятно, что в отечественной промышленности, в частности, металлургии происходят существенные изменения.
На передний план вышло понимание, что достижение технологического суверенитета в нашей отрасли – это приоритетная задача ближайшего времени. Необходимо достичь полной самостоятельности как в технологии добычи, так и переработки сырья.
Вторая половина 2022 года показала, что необходимо наращивать темпы производства снарядов и военной техники. Многие военные предприятия перешли на трёхсменный режим работы, они загружены работой и ощущают дефицит только в нехватке квалифицированных кадров.
Все эти моменты привели к тому, что возникла необходимость корректирования стратегии развития металлургического производства. Её обновлённый вариант и был принят на заседании правительства в один из последних рабочих дней перед самым новым годом.
В рамках нового документа предполагается быстро приспособить металлургическую отрасль к изменившимся условиям и добиться устойчивого роста к 2024 году.
Сделать это необходимо за счёт увеличения внутреннего спроса металлургической продукции и переориентации экспорта на дружественные зарубежные рынки.
В рамках стратегии предполагается разработать планы по:
- переводу жилищного строительства на возведение модульного жилья на металлическом каркасе
- стимулированию расширения номенклатуры продукции
- увеличению объёмов поставок на Ближний Восток, страны Африки, Латинской Америки и Азии
Кроме стратегии развития металлургического производства, на заседании правительства была принята стратегия отечественного автомобилестроения. В ближайшие 2-3 года предполагается в 2 раза увеличить выпуск отечественных автомобилей, а к 30-му году увеличить долю наших автомобилей на рынке до 80 %. И в первую очередь, внимание будет уделяться развитию производств легковых автомобилей.
И, конечно, развитие автомобилестроения невозможно без привлечения к сотрудничеству смежных отраслей. Это и химия, и электроника, и металлообработка, и металлургия.
Создание технологического суверенитета и собственной компонентной базы – вот что назвали наши чиновники приоритетными направлениями реализации стратегии. А это, безусловно, невозможно без участия металлургического и литейного производства.
Независимые эксперты одобряют принятые стратегии, но высказывают сомнения только относительно стабильности необходимых объёмов господдержки. Без неё существует большая вероятность того, что сроки реализации могут быть не соблюдены – некоторые пункты передвинуты на будущее, а некоторые – вообще не исполнятся.
Ещё одна намечающаяся проблема – нехватка кадров. Интерес молодых к рабочим и инженерным специальностям снизился. Если здесь ничего не изменится, такая ситуация тоже может помешать реализации намеченных планов.
Наступивший 2023 год может оказаться ещё сложнее предыдущего. Нам предстоит столкнуться со множеством новых проблем. Одни только ограничения по экспорту сырья окажут значительное влияние на российскую экономику. Кроме того, предстоит перераспределить эти потоки по новым каналам рынка. Аналитики прогнозируют инфляцию в 6% и необходимость создания новой логистической инфраструктуры.
Однако позитивно настроенные специалисты говорят о том, что Россия со временем сможет встать на одну ступень с Китаем или Японией и даже конкурировать с ними. Но на это потребуется не один год.
Компания СЛТ продолжает искать для своих заказчиков лучшие технологические решения. Мы работаем не только для литейных производств. Металлургические и машиностроительные направления продолжают находиться под нашим вниманием.